.

Крылья победы

Крылья победы

И, крылья мечевидные расправив,

 над нами встанет бронзовая слава,

держа венок в обугленных руках.

(Ольга Берггольц)

В 1930-ые по все территории СССР под покровительством «Осоавиахим» в стране стали появляться сотни Аэроклубов, членство в которых открыто для любого советского гражданина.  Аэроклубы представляли собой некие кружки по интересам, где советский человек мог приобщиться к таким авиационным видам спорта как: самолетный спорт, авиамодельный, воздухоплавательный, парашютный и другие. 

Многим участникам таких клубов, конечно, было интересней всего заниматься самолетный или как еще его называют авиамоторным спортом. По окончании летного курса курсанты могли выполнять фигуры высшего пилотажа, слепые полеты, ночные полеты. Когда выпускники сдают экзамены на получение лицензии пилота, им разрешается участвовать в воздушных гонках, выполнять спортивные полеты и индивидуально тренироваться на различных типах воздушных судов. Многие выпускники продолжают авиационную подготовку в многочисленных военных авиационных академиях.

Уже в тридцатые годы 20 века советские военные чиновники активно поддерживали и внимательно следили за Аэроклубами, понимая, что в них может находиться ближайший резерв военно-воздушных сил Красной Армии. Одним из ярчайших представителей Аэроклубов, блестяще проявившим себя в воздушных сражениях, был Лукин Василий Петрович.


Василий  Петрович Лукин Родился 29 января 1918 года в семье колхозников в деревне Пономарёво  Измалковского района Липецкой области. В 1933 году окончил 7 классов школы и уехал в город Таганрог, где поступил в  кулинарное училище, а после работал поваром в столовой инструментального завода. На инструментальном заводе был аэроклуб, в который ходили в нерабочие время сотрудники предприятия.  Василий также увлекся полетами и влюбился в небо, у него был «особый дар к воздухоплаванию» - как вспоминали очевидцы. Первые свои полеты Василий Петрович совершал на планерах, через год – на самолетах У-2. 

Войну Лукин встретил выпускником Качинской военной авиационной школы, а после нее служил в строевых частях ВВС в Киевском военном округе.
С первых и самых сложных дней Великой Отечественной Войны Лукин принимал участие в воздушных сражениях. В 1941 году оборонял Киев и Москву, но в битве под Днепропетровском его самолёт был подбит зенитной артиллерией, получил легкие осколочные ранения правой руки и ноги, а после восстановления принимал участие в снятии блокады Ленинграда, освобождении Прибалтики, Висло-Одерской,  Берлинской и многих других операциях и сражениях. 


Зачастую, на войне Лукину приходилось сражаться с превосходящими силами противника. 19 марта 1944 года севернее Пскова ведомая им четверка советских истребителей встретилась в воздухе с восемнадцатью «Юнкерсами-87» и восемью «Фокке-вульфами». Несмотря на перевес, советские летчики выиграли это сражение. Василий Петрович сбил гитлеровскую машину. А уже 1 апреля красноармейцы повторили свой подвиг. На этот раз Лукин сбил два вражеских самолета.

В боях за освобождение эстонского города Тарту в течение пяти дней Василий Петрович сбил семь вражеских самолетов, а летчики его эскадрильи за два с половиной месяца в небе уничтожили 18 бомбардировщиков гитлеровцев.


список всех известных побед капитана В.П. Лукина (из книги М.Ю. Быкова «Победы сталинских соколов», издат. «ЯУЗА-ЭКСМО»,2008 год)

За мужество и героизм, проявленные в боях, указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года капитану Лукину Василию Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Умер советский ас 7 декабря 1985 года. Похоронен на Кузьминском кладбище в Москве.

Автор: Гермагенов Семён Прокопьевич

Научный руководитель: Шамрина Галина Васильевна, 

Средняя общеобразовательная школа №1 с. Измалково 

Измалковского муниципального района Липецкой области


Спорт - норма жизни
Войти
E-mail